Перейти к основному содержимому

5.01. Работа и применение

Разработчику Архитектору

Работа и применение

Лексическая структура
Ключевые слова и зарезервированные идентификаторы
Чувствительность к регистру
Комментарии, пробелы, табуляция
Юникод и кодировка

Как работать с JavaScript?

  1. Анализ задачи – сначала нужно понять, что должен делать скрипт? Анимация, вывод информации, обработка – всё, что требуется.
  2. Разбить на подзадачи, к примеру сначала надо получить данные с сервера, потом их отобразить в таблице, а затем добавить фильтрацию. Превратить одно действие в несколько, и так до мельчайших деталей, создавая алгоритм.
  3. Написание функции для каждой задачи – каждой задаче (подзадаче) пишется код, который использует соответствующие инструменты языка для реализации логики.
  4. Тестирование в консоли – разработчик открывает страницу в браузере, включает консоль разработчика, и затем пытается воспроизвести логику – к примеру, нажимает на кнопку, наблюдает за процессом и анализирует результат.
  5. Рефакторинг – улучшение читаемости и оптимизация. Если в процессе тестирования выяснилось, что всё работает, как надо, нужно посмотреть на свой код, и оценить – в первую очередь, читабельность и модульность. Откладывать этот шаг нельзя, как и недооценивать.

Сама логика работает не только по принципу «сделай это действие», но также и включает в себя проверку условий, обработку событий и повторяемость действий.

Проверка условий работает как развилка – если условие выполняется, то одна дорога, если не выполняется – другая.

Обработка событий работает по принципу – «наступило событие - тогда выполняем!». Самый простой пример – нажатие кнопки.

Повторяемость – это циклы и обращение к функциям/методам, когда мы можем использовать «действие3» снова и снова.

Итого, логика в JavaScript строится на:

  • условных операторах (if, else, switch);
  • циклах (for, while, do…while);
  • функциях (чистые функции, методы).

Пример:

if (userAge >= 18) {
console.log("Доступ разрешён");
} else {
console.log("Доступ запрещён");
}

Здесь программа проверяет переменную userAge, и если (if) её значение будет больше или равно 18, то доступ разрешён, иначе (else) – запрещён. Это простейшая развилка, которая демонстрирует работу оператора. Команда console.log выводит текст на экран. Но пока не погружайтесь в ключевые слова – их мы изучим позже.

Так, логика проверок, обработок и повторяемости нам ясна.

Чем же JS ближе к веб-страницам и стилям? Конечно, это придание «живости» скелету страницы. JavaScript используется для создания анимаций. Простые анимации можно, конечно, использовать в CSS (transition, @keyframes), но сложная интерактивность обеспечивается именно через JS.

Браузер работает с JavaScript по следующим этапам:

  • парсинг HTML (анализ содержимого страницы);
  • построение DOM (структуры элементов страницы с соблюдением иерархии);
  • парсинг CSS и построение CSSOM (структура стилей, селекторов);
  • объединение DOM + CSSOM – создание Render Tree (иерархия отрисовки);
  • layout (reflow) – расчет позиций элементов;
  • paint – отрисовка пикселей;
  • composite – сборка слоёв.

Звучит сложно. Но эти термины лишь раскрывают алгоритм, когда художник сначала определяет ключевые элементы, распределяет их (композирует), рисуя эскиз, затем уже детализирует и раскрашивает. Словом, сначала строим скелет, затем наполняем мясом и вдыхаем жизнь при запуске.

Разложили объекты HTML → построили объектную модель DOM → разложили объекты CSS → построили объектную модель CSSOM →расставили объекты → отрисовали → собрали.

image-2.png

Теперь же, понимая, как всё работает целиком, перейдём к сердцу JS – видимости и функциям.